4 секрета развития математических способностей

4 секрета развития математических способностей

Методика формирования математических представлений – это целая наука, которой должны владеть педагоги детских садов. Но детишек в группе много, поэтому основной метод работы с ними – фронтальный, то есть хором. И очень часто случается так, что из двадцати детей хорошо, если пятеро понимают процесс решения, остальные лишь повторяют за ними. Если знать несколько профессиональных секретов, родители могут помочь малышу научиться решать задачи.

 

 

СЕКРЕТ 1
 
Под задачей мы понимаем рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций. Решить задачу – значит ответить на вопрос. Малыш должен понимать, что все на самом деле просто и ему знакомо: вопрос – ответ, и никаких премудростей.
 
 
СЕКРЕТ 2
 
Идем от простого с к сложному. Задачи для дошколят бывают: 
  • элементарные, 
  • простые, 
  • составные. 
Задача называется элементарной, если для ее решения нет необходимости выполнять арифметические действия.
 
 
Например:
1) У тебя есть 1 конфета, а у меня столько же яблок. Сколько у меня яблок? 2) В первой вазе стоит 1 роза, а во второй – 3 розы. 
 
В какой вазе цветов больше? 3) Кто выше ростом: папа или мама? (Малыш смотрит на папу и маму или на фотографию, где они изображены.)Задача называется простой, если: 
 
 
  • можно ответить на ее вопрос; 
  • она решается в одно действие; 
  • в ней два числа известны, а одно неизвестно.
 
Например:
1) На ветке сидели два голубя. Один улетел. Сколько голубей осталось на ветке?
2) Катя нарисовала сначала 3 шарика, а потом еще 1 шарик. Сколько всего шариков нарисовала Катя?
 
 
Задача называется составной, если в ней нельзя ответить на вопрос сразу или если она состоит из двух или нескольких простых задач.
 
 
Например:
На одной полке буфета стоят две банки варенья, а на другой – на одну банку больше. Сколько всего банок варенья в буфете?
 
 
При обучении решению задач развиваются логические формы мышления. Но без прочного фундамента в виде развитых образных форм никак не обойтись. С развитием логического образное мышление нисколько не теряет своего значения! Оно – основа всякого творчества, составная часть интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие. Поэтому мы неукоснительно должны соблюдать принцип наглядности: сопровождать задачи иллюстрациями, сюжетом, демонстрировать предметы и действия с ними. Не спешите к решению «в уме»! Попытки чрезмерно ускорить овладение логическими формами мышления не приводят к желаемому результату.
 
 
СЕКРЕТ 3
 
Арифметические действия первичны по отношению к алгоритму решения задачи. Сначала ребенку необходимо овладеть элементарными представлениями об отношениях между множествами и величинами, научиться ориентироваться в них. Он должен понимать, что такое «часть», «целое», «больше», «меньше», «поровну», знать состав чисел и прилично уметь склады вать и вычитать в пределах первого десятка. Если при этом он будет пользоваться счетными палочками или своими паль чиками – не беда! Наглядно-образное мышление еще какое-то время будет для малыша опорным.
 
 
СЕКРЕТ 4
 
Самое сложное – это усвоение ребенком составных частей задачи и соответствующих им поэтапных действий. Объясните малышу, что задача – это история, в которой есть какая-то тайна. Эту тайну мы должны раскрыть!
 
 
Например:
На «Черной жемчужине» к острову подплыли четыре пирата. Там они взяли на борт еще двух товарищей. Сколько пиратов продолжили путь?
 
 
1. Для того чтобы раскрыть тайну, мы должны понять, что нам уже известно. Плыли 4 пирата, взяли еще 2 – это УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ. Спросим ребенка: «Что нам известно? Расскажи условие еще раз».Важно сделать акцентна каждой структурной части задачи отдельно.
 
 
2. А что нам не известно? Нам не известно, сколько пиратов продолжили путь – это ВОПРОС ЗАДАЧИ. Попросим ребенка задать вопрос с соответствующей интонацией: «Спроси меня выразительно. Задай вопрос к задаче. Какой вопрос у этой задачи? О чем спрашивается в задаче?» Усвоение грамматических форм, отражающих содержание структурной части задачи, принципиально важно для усвоения алгоритма ее решения.
 
 
3. Как же ответить на вопрос задачи? Что нужно сделать, чтобы найти ответ? Какие действия произвести? Каким будет РЕШЕНИЕ? Обратите внимание: мы не спрашиваем «сколько?», не требуем готового ответа, а побуждаем к рассуждению, размышлению, поиску. Итак, нужно к четырем (потому что было четыре пирата) прибавить два (потому что взяли на борт двоих).
 

 

 

Пиратов становится больше или меньше? Больше. Значит, мы выполняем не вычитание, а сложение, то есть из двух меньших чисел (частей) получаем большее (целое). РЕШЕНИЕ этой задачи: 4+2.Чрезвычайно важно, чтобы малыш научился дифференцировать ответ и решение! В этом залог успеха, понимание процесса, ответ на вопрос «КАК Я ЭТО ДЕЛАЮ?» 
 
 
4. Какой ответ у этой задачи? 4+2 = 6. Теперь, для формулировки ответа, мы должны обратиться к вопросу. Сколько пиратов продолжили путь? 6 пиратов продолжили путь – это ОТВЕТ задачи. Таким образом, алгоритм, который с вашей помощью должен усвоить ребенок, следующий: 
 
 
  • анализ условия;
  • поиск путей решения задачи;
  • решение задачи;
  • ответ задачи.

 

Строго по правилам или с фантазией?

Не сосредоточивайтесь на том, чтобы научить будущего первоклашку записывать решение задачи в тетрадь или рисовать к ней схему. Достаточно того, что он знает цифры и математические знаки, умеет их изображать. Остальное – дело профессионалов. Важно, чтобы ребенок овладел процессом. Для этого нужно соблюдать последовательность, не забывать, что мышление ребенка конкретно и образно, а потому всегда использовать картинки, иллюстрации и все, что есть под рукой. А дальше дайте волю своей фантазии! Придумывайте задачи с увлекательными сюжетами, отражающими реальные, бытовые и игровые ситуации, а также интересы вашего чада: о членах семьи и сказочных животных, о персонажах любимых фильмов и сказок, о соседях и друзьях, – о чем угодно! Главное, чтобы было увлекательно, ведь в основе успеха любого дела лежит интерес к тому, что делаешь.

Ангина - надо знать врага в лицо!
Я задачи не боюсь!
 

Блог Профессора Бинардика

Интересное и полезное
38 попугаев и одно попугайское крылышко Остановите свой выбор на волнистых попугайчиках или других мелких птичках, неприхотливых в уходе, например канарейках. Они задорны, веселы, подвижны и очень жи...
Интересное и полезное
Психолог Елена Макаренко составила список из 60 фраз, которые обязательно нужно говорить своему ребенку, чтобы он вырос полноценной личностью. Чтобы он умел любить и быть люби...
Интересное и полезное
До 6 лет, когда ребенок «накалякает» что-то в альбоме и принесет маме — он ждет похвалы и только похвалы. Он еще не осознает, что что-то может делать плохо. И если мама говорит: «Знаешь, твой домик не...
Welcome 200GBP Bonus at Bet365 here.