Морской бой
Еще одна знаменитая игра, доступная для всех, кто умеет считать до 10 и знает буквы алфавита. Цель: уничтожение 10 кораблей противника, нарисованных на поле размером 10х10. Играют двое. Предварительно каждый участник рисует два поля 10х10 и обозначает клеточки поля (написав по горизонтали цифры, а по вертикали буквы). Первое поле свое. На нем необходимо расставить флот:
- 1-палубный корабль (размером 1 клетка) – 4 штуки;
- 2-палубный (размером 2 клетки) – 3 штуки;
- 3-палубный (размером 3 клетки) – 2 штуки;
- 4-палубный (размером 4 клетки) – 1 штука.
Корабли не могут расставляться вплотную – между двумя соседними должна быть как минимум одна свободная клетка. Это правило важно строго соблюдать обоим участникам.
Противники не должны видеть расстановку флота друг друга.
Другое поле служит для того, чтобы отмечать, по каким целям вы наносили удары и не повторять выстрелы «мимо». До начала игры оно пустое.
Когда все приготовления закончены и корабли расставлены, пора начинать битву. Пусть жребий определит, кто ходит первым, и начинайте поочередно делать выстрелы. Выстрел «звучит» как название координаты поля: «Б7», «Д5» и т.д. Он может бить мимо целей, может уничтожить цель или «ранить». После выстрела противник сообщает результат: мимо, ранил (если произошло попадание в цель, но у «корабля» еще есть целые клетки, то есть вы попали в судно, имеющее более чем одну палубу). В этот момент результат выстрела отмечается на втором подготовленном поле.
В случае попадания участник имеет право продолжить «стрельбу» в корабль соперника, то есть назвать еще одну координату. Если выстрел был мимо, право выстрела переходит к противнику. Он стреляет по вашему флоту, а вы сообщаете ему результат.
Игра заканчивается, когда у одного из участников оказываются потопленными все корабли.
Пример расстановки кораблей:
Коридорчики
Еще одна простейшая тактическая игра, в которую будет интересно играть как детям любого возраста, так и взрослым.
Для нее нужен лист бумаги в клетку. Игроки по очереди проводят горизонтальные или вертикальные линии величиной в одну клетку. Начинать лучше с небольшого поля, например 4х4 клеточки, а почувствовав вкус, увеличивать размер. Задача игроков – поочередно рисовать линии ручкой своего цвета, стремясь к тому, чтобы закрыть квадрат, то есть поставить четвертую линию квадрата. Игрок, закрывший квадрат, ставит в него свой знак (например, первую букву своего имени). Сделав это, он получает право на дополнительный ход, до тех пор, пока не проставит линию, которая ничего не замыкает. Играют до тех пор, пока все поле не будет заполнено.
Победитель определяется по количеству закрытых им квадратов.
При кажущейся простоте эта игра – отличная возможность для тренировки тактического мышления, особенно на полях больше чем 5х5. Опытные игроки стремятся заставить поле полузакрытыми конструкциями и даже пожертвовать, если необходимо, несколькими квадратиками в пользу соперника. А затем, когда вариантов, куда поставить линию, остается немного, вынудить его сделать невыгодный ход, после которого одной серией закрыть большинство квадратиков.
Пример:
Разновидность Коридорчиков – Ромб
Игра может происходить и на поле, имеющем сложную форму. Например, ромб.
Вместо квадратного поля рисуется ромб, как показано на рисунке (размер можно менять). Игроки, как и прежде, по очереди обводят одну сторону клеточки. Задача каждого участника – обвести последнюю четвертую сторону и поставить внутри клетки свой знак (можно, кстати, использовать «крестики» и «нолики»). Но поскольку поле уже само имеет линии, следить за игрой нужно еще внимательнее.