В наше время близнецов с каждым годом появляется все больше и больше. Причины понятны. С одной стороны, женщины стали чаще рожать после 40 лет, а это, как известно, располагает к появлению двойни. С другой – вот уже более трех десятков лет, как пары, чья вероятность оказаться родителями была равна нулю, с помощью ЭКО и других методик все же становятся мамами и папами. В качестве «побочного» эффекта современных технологий – многоплодная беременность. Но, так или иначе, когда семейная пара стала родителями близнецов, это двойная радость. Двойная радость, но и двойная ответственность. Отсюда – множество вопросов. Попробуем вместе ответить на самые типичные из них.
Твоя половина – моя половина
Особенность взаимоотношений близнецов привлекала людей с давних времен. Познакомившись еще в утробе матери, слыша сердцебиение брата или сестры, они хорошо знают и понимают друг друга. Уже в мамином животе они боролись за пространство, инстинктивно заботились друг о друге, привыкали к необходимости мирного сосуществования.
Только близнецы могут утверждать, что родились в одном месте, в одно время, у одних родителей. Только близнецы с самого рождения должны делить родительскую ласку, любовь, заботу и внимание. Только у близнецов совершенно одинаковая их собственная история семьи. Только близнецы всегда становятся участниками одних и тех же событий.
Неудивительно, что такие дети во многом походят друг на друга, копируют друг друга, учатся друг у друга. Родителям же при этом важно постоянно помнить, что каждый из близнецов – индивидуальность, с собственным набором физических, эмоциональных и нравственных характеристик, что в каждом из них нужно видеть самостоятельного человека, а не половинку целого. Когда родители и педагоги стараются постоянно подчеркивать одинаковость двух детей, они негативно влияют на их развитие.
Мифы о близнецах
Существует множество мифов о близнецах. Самый распространенный из них: близнецы способны читать мысли друг друга на расстоянии, понимать один другого без слов. Однако многочисленные научные исследования пока не подтверждают это мнение. Дети, оставаясь неразлучными на протяжении всего детства и отрочества, отлично знают привычки друг друга, страхи, мечты. Они изучили вкусы и реакции друг друга. Их взаимопонимание достигло такого уровня, что, безусловно, они часто могут безошибочно предполагать, что в данный момент испытывает или о чем думает их близнец.
Другой миф говорит о том, что в паре близнецов один – воплощение добра, а второй – забирает себе все отрицательные качества. В действительности все обстоит несколько иначе. Часто один по складу характера ближе и понятнее матери, второй – отцу. Родителям важно, как можно раньше увидеть эту особенность и приложить все старания, чтобы не допустить разделения семьи на два лагеря. Не стоит приближать к себе более послушного и уравновешенного ребенка, отстраняя при этом более активного. В отношениях между близнецами и так хватает соперничества и напряжения. Создание «кумира» в этой ситуации чревато негативными последствиями как для детей, так и для всей семьи в целом.
Где «мы», а где «я»?
Если обычный ребенок, развиваясь, должен научиться отделять себя от матери, то перед близнецами стоит еще более нелегкая задача – научиться отделять и себя друг от друга. Ведь детям, похожим друг на друга, как две капли воды, очень сложно находить в себе отличия. И тут очень многое зависит от воспитания в семье.
Если близнецы будут получать положительную реакцию близких и знакомых на их «одинаковость», то они с детства станут стремиться к тому, чтобы ее поддержать, при этом игнорируя свои различия. В результате у детей осложняется процесс формирования образа «Я». Происходит смешение своего образа с образом соблизнеца (типичный пример: вместо местоимения «Я» употребляется «МЫ»). В результате дети становятся чрезвычайно зависимыми друг от друга, что не самым лучшим образом будет сказываться по мере их взросления в будущем. Впереди – важные жизненные этапы (школа, выбор профессии, создание семьи), где каждый должен принимать решения самостоятельно и нести за них личную ответственность. Поэтому признание за близнецами уникальности личности каждого является обязательным условием их хорошего психического развития.
Мой лучший друг – близнец
С ранних лет близнецы с удовольствием играют друг с другом. Даже шестимесячные малыши, сидя на полу, передают игрушки друг другу, что-то лопоча на «своем» языке.
В детском саду близнецы удивляют своих товарищей и воспитателей: по умению играть вместе и действовать сообща они часто опережают сверстников.
Похожая ситуация складывается и в школе: дети всегда превосходят своих одноклассников в том, что требует сотрудничества и взаимодействия.
По мере взросления близнецы начинают осознавать преимущества своего положения. Они всегда вдвоем, им легче освоиться в новой ситуации – в первые дни в школе, в лагере или на экскурсии. В подростковом возрасте присутствие рядом близкого человека вселяет чувство надежности и безопасности.
Однако близнецам, как и обычным детям, нужно время от времени отдыхать друг от друга. Каждому ребенку нужно индивидуальное внимание родителей.
Кто лидер, а кто ведомый?
В паре близнецов, как в любом коллективе, нередко выделяются лидер и ведомый. Лидером обычно становится ребенок, который превосходит своего партнера по каким-либо характеристикам: рост, вес, успеваемость и т. д. Он определяет поведение пары в семье, в детском саду, в школе, принимает решения: «Мы не хотим гулять (играть, есть)». Ведомый может превосходить лидера в каких-либо областях деятельности (например, хорошо рисует, быстрее запоминает стихи), но на ролевые отношения это никак не влияет. В роли ведомого чаще выступает «младший» из двойни.
Нередко возникновение ситуации лидерства и подчинения в отношениях детей провоцируют родители или учителя в школе. Если взрослые считают одного ребенка сильней, умней (и т. д.), а другого слабей, глупей, то они неосознанно подталкивают второго малыша на подчинение первому, на копирование его качеств.
Однако отношения лидерства и подчинения могут играть как положительную роль, так и отрицательную. Лидер, к примеру, всегда защищает более слабого партнера. Однако подчиненный ребенок может навсегда остаться слабым и нуждающимся в защите.
Доминирующее положение может переходить от одного близнеца к другому или проявляться в различных областях: один – хороший ученик в начальной школе, другой – в институте, один силен в математике, другой – в языках и т. д.
Близнец, который доминирует в паре, ведет себя более самостоятельно, беря инициативу в свои руки. Но наблюдения показывают: часто первым из семьи, став взрослым, уходит близнец, который чувствовал себя подавленным. Возможно, таким образом, он «уходит» от первенства брата или сестры.
По материалам: http://1roditeli.ru