Как можно сказку сделать былью?

Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/aqq9701/public_html/binardik.ru/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 73

Как помочь ребенку справиться с ленью? Как побудить его без принуждения делать уроки, убирать свою комнату, думать, творить? Для начала его надо заинтересовать. Но как? Всем детям близок язык образа, символа, сказки... Поэтому объяснять им, что такое хорошо и что такое плохо, лучше всего на этом языке.

 

Душа-цветок

 

Ребенок, как правило, отказывается что-либо делать – будь то уроки или уборка, потому что у него нет мотивации, он не видит конечной цели – для чего это все надо. Обозначьте ему цель, а затем уже предложите сделать выбор – делать или не делать. Лучше не навязывайте малышу правильную точку зрения, помогите ему сделать выбор самостоятельно, показав, к чему приведет одно решение – в пользу лени и другое – в пользу развития.

 

Пример. Побеседуйте с ребенком о том, на что похожа душа человека. Какие качества в ней есть? Радость, доброта, гнев, грусть, любовь, ненависть, нежность… Сравните душу с прекрасным тысячелепестковым цветком с множеством чудесных качеств. О цветах, как и о душе, нужно заботиться. Спросите ребенка:

 

– Чем нужно поливать душу-цветок, чтобы раскрывались новые лепестки?

 

Обычно дети отвечают: добротой, любовью, нежностью, заботой, знаниями…

 

Потом можно спросить:

 

– А что будет, если поливать гневом, жадностью, ненавистью, обидами?

 

Дети сами приходят к выводу: цветок души завянет!

 

Когда возникает ситуация, в которой ребенок не хочет развиваться, спросите его:

 

– Чем ты сейчас поливаешь свою душу-цветок и что с ним будет от такого «ухода»?

 

Как вы думаете, маленький человек захочет делать то, что не хотел? Скорее всего. Хотя не было никакого давления, угроз и назидания. Напротив, взрослый обращался к ребенку, как к равному, способному принимать правильные решения, подчеркивал свою веру в него.

 

 

Мужские истории

 

Душа-цветок – это прекрасное сравнение, но подходит ли оно для мальчиков? Не сочтут ли они его слишком «девчачьим», сентиментальным?

 

В этом случае маленькому мужчине можно рассказать миф или сказку, где герой добывает цветок, символизирующий его развитие, победу над собой – своей инертностью. Например, в шумеро-аккадской поэме главный герой Гильгамеш в поисках бессмертия достает из глубины вод огненный цветок на колючем стебле. Гильгамеш ранит руку, но срывает цветок и поднимает над головой, как факел. Эта история – повод поговорить с детьми о том, что такое подлинное бессмертие. Спросить – какая память остается о человеке после его смерти, кого из истории мы вспоминаем с благодарностью? Великих ученых, писателей, художников, музыкантов… Далее можно спросить: легко ли высекать статую, строить прекрасный дворец, писать книгу? Конечно, нет: это ведь серьезный труд. Потом можно сравнить создание прекрасного произведения с подвигом Гильгамеша: нужно нырнуть в глубины самого себя и извлечь огненный цветок – свои таланты. А что такое шипы? Это трудности и препятствия на пути. Когда делаются уроки, у них есть шипы – ты что-то забыл, где-то был невнимателен… Но когда задание выполнено, это означает: засиял еще один огненный лепесток цветка Гильгамеша!

 

Маленьким лентяям можно предложить поиграть в волшебное зеркало, которое показывает ребенка в виде дерева с листьями, цветами и плодами. Когда малыш делает что-то хорошее, творит, учится, трудится, в этом зеркале появляется его дерево с цветами и плодами. Но если он ленится, то все вянет, плоды исчезают – так дерево может совсем засохнуть. Родители могут предложить ребенку каждый вечер смотреть, как поживает его дерево, что нового выросло на нем, подводя таким образом итоги дня. При этом важно не акцентировать внимание на том, что неплодоносящее дерево срубают, засохший цветок выбрасывают, чтобы малыш не чувствовал себя ненужным из-за того, что совершил ошибку.

 

 

Неленивые мифы

 

Как еще можно побудить ребенка развиваться, не лениться? Мифы и сказки всегда придут к вам на помощь. Расскажите о победе Ивана над многоголовым Змеем Горынычем или о подвиге Геракла, уничтожившего Лернейскую гидру. Спросите ребенка, где живет зло? Если бы человека не было на Земле, то существовало бы зло? Нет. Змей Горыныч и Лернейская гидра – его воплощение. Значит, с кем сражаются Иван и Геракл? С хаосом в себе. Почему у этого хаоса много голов? Дети сами перечислят различные пороки: жадность, гнев, лень, зависть, обиды… Итак, мы опять подобрались к лени. Это одна из голов гидры или змея. И когда вы видите, что малыш проявляет лень, напомните ему, что это такое. Спросите, кто сейчас побеждает – он гидру или она его? Хочет ли он быть ее рабом? Не забудьте похвалить малыша за преодоленную преграду, за победу над хитрой головой гидры.

 

 

…Но в ней намек

 

Еще один способ преодоления лени я назвала «Потолки».

 

Спросите у детей – есть ли у растений и животных предел в развитии? Есть. А у человека? Нет, только он может развиваться бесконечно, творить, создавать и открывать что-то новое, неизвестное. Но, к сожалению, у каждого из нас бывают моменты в жизни, когда не хочется познавать, открывать и развиваться. Такие состояния собственного ограничения я назвала «потолки». И придумала их символы – сказочных гномов, живущих под землей.

 

Зачем рассказывать эту историю?

 

Ее идея – потолки. Малыш ежесекундно познает мир, и этот мир для него постоянно расширяется. То, что казалось раньше Вселенной, постепенно становится миром, имеющим границы, и появляется новая Вселенная, еще больше. И так – до бесконечности. Но это происходит только тогда, когда человек, преодолевая препятствия, постоянно развивается и стремится к чему-то.

 

 

Прочитав сказку, спросите ребенка:

 

– Помнишь сказку про гномов? Какие гномы тебе больше нравятся?

 

Почему они – главные герои? Правильно, потому что они ничего не боятся, и для них открыт весь мир. У главных героев нет предела в развитии, нет «потолка». Ты хочешь быть похожим на них?

 

Обычно дети хотят быть похожими на главных героев. Поэтому, когда возникает ситуация, в которой ребенку не хочется преодолевать свою инертность, спросите его: «Ты уже хочешь поставить над собой потолок?» В этот момент лучше дать малышу возможность поразмышлять, не принуждая выполнять то, что он делать не хотел…

 

Как показывает практика, дети в результате стремятся избавиться от своих «потолков».

 

Интересных сказок и мифов, благодаря которым можно справиться с ленью, инертностью ребенка, очень много. Педагогам и родителям в каждом конкретном случае можно призвать на помощь ту или иную легенду. Главное не применять один и тот же метод постоянно, иначе он перестанет работать. Благодаря сказкотерапии можно справиться и с другими детскими проблемами. Об этом – в следующем номер