"Ловишка"? А давай ка поиграем ка!

Deprecated: implode(): Passing glue string after array is deprecated. Swap the parameters in /home/aqq9701/public_html/binardik.ru/plugins/content/jw_allvideos/jw_allvideos.php on line 73

Мы, взрослые, знаем, что в игре любимое чадо можно не только физически развивать, но и обучать. Быстро бегать, высоко прыгать, быть сильным и ловким – это замечательно. Но далеко не всегда победу даже в простеньком состязании гарантирует только хорошая физическая подготовка.

 

 «Ловишка»: остаться незамеченным

 

Наша задача – показать малышам, может, на примерах, возможно, своими действиями, что играть надо не прямолинейно, а с хитринкой. Речь идет, конечно, не об обмане, не о нарушении правил, пока ведущий/судья не видит, а об использовании «умных» хитростей. Возьмем очень простую игру «Ловишку»: в ней задача водящего сводится к тому, чтобы осалить всех игроков. Кажется, ну о каких хитростях тут можно говорить? Но вот пример из жизни: начинается игра, один из мальчиков чуть-чуть пробежался, а затем замер у края спортивной площадки. Водящий усердно и старательно ловил спасающихся от него игроков, а мальчика, который притворился, будто его нет, он и не замечал. В результате тот остался последним, непойманным, игроком. Хитрость? Хитрость. В рамках правил? Несомненно. Мальчик ничего не нарушил, никому не помешал и сумел добраться до самого конца игры. В то время как более сильные игроки были быстро осалены. До такой игровой тактики надо было додуматься: рассчитать, что одиноко стоящий игрок может остаться незамеченным; побороть в себе страх – ведь водящий не раз пробегал мимо довольно близко.

 

«Охотник и заяц»: не бегом единым

 

В центре площадки, как вы помните, обозначается «дом охотника», ему в руки дается мяч; остальные игроки – «зайцы», которые разбегаются по всей территории. Задача водящего – бросать мяч из своего дома, стараясь попасть в «зайцев». Опять вроде бы все просто. Однако многие дети во время игры начинают перебегать с одной стороны площадки на другую. У нас, у взрослых, сразу возникает вопрос: а зачем? Ну… нравится детям бегать: «охотник» бросил мяч, помчался за ним, дети устремились в другую сторону. И тут находится один умный игрок, который догадывается, что можно найти максимально далекое от водящего место и просто там стоять, уворачиваясь от всех летящих мячей. Простое решение, не правда ли? Но обратите внимание: как только его преимущества оценят большинство игроков, правила необходимо сразу же модернизировать, так как игра поменяет свой рисунок. Понятно, что игроки будут скапливаться в дальних точках и там стоять, создавая охотнику максимальные трудности. Что же делать? Придется, например, добавлять «охотнику» еще дома, заставляя «зайцев» искать новое решение.

 

«Вышибалы»: ставка на неожиданность

 

В этой популярной игре хитрить могут как водящие – два игрока, стоящие на разных сторонах игровой площадки и бросающие мяч в тех, кто находится внутри, так и уворачивающиеся игроки. И не просто хитрить, а продумывать тактические решения. Например, водящий может не бросать в игрока мяч, а постараться перебросить его своему партнеру на другой стороне, чтобы тот, проявив мгновенную реакцию, тут же выбил бы зазевавшегося. Или водящие могут начать совершать частую переброску мяча, стараясь не бить по углам, а бросать его так, чтобы он в случае промаха как можно быстрее оказывался в руках у партнера. Таким образом, водящие заставляют детей внутри игровой площадки постоянно носиться с одной стороны на другую, постепенно уставая и теряя концентрацию. А можно применить неожиданные броски: наклониться за мячом и тут же бросить из-под ноги, с разворота, притвориться, что уронил мяч на пол, а самому мгновенно, только-только оторвав его от пола, отправить в сторону зазевавшихся игроков. Можно даже отвлечь игроков вопросом: «Ой, кто это сзади?» Если кто-то попался и обернулся, тут же бросить в него мяч. Словом, вариантов много. Но хитрости водящих могут натолкнуться на хитрости игроков. 

 

Ведь, как известно, на каждое действие есть свое противодействие. Если игроки начинают стремительную переброску, надо просто разойтись по сторонам, заставляя водящих бросать то в один, то в другой угол, а там уже мяч может и в стены попадать, отскакивая в разных направлениях, или улетать далеко на свободную зону, давая хитрецам передышку и возможность переместиться на другое место. Игроки могут не подходить близко к водящим, заранее предполагая возможную переброску, держаться за своими партнерами или, наоборот, вставать перед ними, освобождая себе обзор. Ведь, если хорошо видно начало броска, увернуться намного проще.

 

«Котел»: переход на командный уровень

 

Пока мы рассматривали простые хитрости, но могут быть и более сложные варианты, когда дети начинают просчитывать действия других игроков. Вышедшие на этот более высокий уровень понимания игры способны на многое. Например, просчитать действия бросающего мяч игрока, действуя соответственно – отскочить в сторону, не убегать, поняв, что жертвой обязательно станет другой игрок, спрятаться за соседа и т. д.

 

Далее следует уровень командной игры. Это могут быть и два игрока против всего класса, и весь класс против одного водящего. Главное, что все члены команды стараются за счет своих заранее продуманных действий выиграть. Возьмем, к примеру, игру «Котел». Четыре скамейки ставятся квадратом, образуя «котел», внутри которого задерживаются мячи. Водящий находится в «котле», он старается выбросить все мячи наружу; остальные игроки, выступая единой командой, забрасывают их внутрь. Если водящий сумеет все мячи выбросить наружу, то он победит, если у остальных игроков получится забросить их внутрь, то триумфаторы – они. Когда игра проходит по правилам «каждый сам за себя», то, скорее всего, выиграет защищающийся игрок, а все потому, что некоторые дети начинают бросаться за каждым мячом по двое-трое, забрасывать трофеи в «котел» хаотично, у кого как получится. Такая непоследовательность действий мешает достичь нужного результата: ребята больше мешают друг другу, чем помогают. А если «забрасыватели» выступают единой командой, они начинают играть тактически грамотно – распределяются по своим участкам, за которые отвечают, кто-то становится дальше, кто-то – ближе. Одним таким распределением игроки уже добиваются гораздо большего, но ситуацию можно еще больше улучшить, если кто-то всегда держит мяч наготове, и, как только появляется опасность того, что водящий выкинет все наружу, он тут же делает свой бросок внутрь, причем максимально неудобно для водящего.

 

Вся жизнь – игра!

 

На первый взгляд, все просто, но, чтобы дети сами додумались до такого решения, сами распределили роли, важна подсказка взрослого. Нам надо знакомить ребят с тем, какие варианты хитростей бывают, что можно придумать, как использовать правила. Но делать надо это не в виде лекций и нравоучений, а играя с детьми. Появился удачный момент, вы применили одну хитрость, потом, может быть, еще одну и т. п. Дети быстро учатся на примерах. Пример примером, но важно, чтобы ребята и сами учились их придумывать. Во-первых, проверьте, насколько хорошо они поняли правила игры, что допустимо, а что нет; во-вторых, помогите детям теоретически продумывать, что можно было бы использовать в той или иной ситуации. Причем делайте это ненавязчиво, во время отдыха между партиями, ссылаясь на конкретные ситуации: «Вот смотрите, вы сейчас поступили так, а можно было сыграть по-другому. Помните, как Сережа (Оля, Миша) сыграл так, а Вика отреагировала вот так. Заметили, как изменилась ситуация? Игра приняла сразу другой оборот». 

 

Такими отсылами, примерами, обращением внимания на ключевые моменты пытайтесь научить детей думать. Если дети начинают думать во время игры, понимать, как использовать тот или иной момент, они не просто становятся победителями в конкретном состязании – они учатся тому, что пригодится и в жизни. Причем честности в игре всегда уделяйте максимальное внимание. Мы должны быть честными к себе, к противнику, к партнерам. Хитрости – это грамотное использование правил игры, ничего более.

 

Дети, которые научатся вот так хитрить, то есть думать и применять правила игры с максимальной пользой, в дальнейшем сумеют лучше приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям нашего мира. Они будут вникать в правила жизни, работы, в существующие законы и по-честному использовать их с максимальной эффективностью и пользой для себя.

Статья подготвлена по материала сайта "Первокласные родители"