Родителям часто приходится слышать, как нужна и полезна ребенку самостоятельность. Но не во многих книгах по воспитанию говорится про то, как тяжело пережить родителям эту самостоятельность. Психолог и мама 10 детей Екатерина Бурмистрова – о том, как семье облегчить освоение детской самостоятельности.
Есть в психологии развития понятие – «зона ближайшего развития» (ЗБР).
Предположим, что ребенок обладает неким навыком Х – умеет надевать ботинки на липучках. Следующего навыка – У (ботинки со шнурками) – он сам не может достигнуть. Между этими навыками есть некоторое расстояние. Пройдет какое-то время, и ребенок сможет это сделать. Но для этого нужно будет время. И, если мы ему не будем как-то помогать, это будет одно время.
Но взрослый может поставить промежуточную точку – Х1. Если Х – ботинки на липучках, У – ботинки со шнурками, то Х1 может быть кукла со шнуровкой, или ботинки не на ногах ребенка, или пришнуровывание деревянных пуговиц деревянной иголкой.
Все это – отдельный навык шнуровки, где нужно показать ребенку, как это делается. И постановка ближайшего навыка (ребенок бы сам не додумался, что можно учиться шнуровать ботинки на другом предмете – этот шаг для ребенка невозможен), т.е. то, что родители придумали и помогли – это и есть зона ближайшего развития. Родители ее создали, и она позволит ребенку продвинуться быстрее за другое, меньшее время. И это относится почти ко всему, к любому навыку.
Например, ребенок знает буквы (Х) – и вот ребенок самостоятельно читает (У). Это два совсем разных умения, и ребенок может знать буквы в 3 года, а начать читать – в 7 лет.
И чтобы эта дистанция стала осваиваемой, нужно разбить дистанцию не на один, а на несколько отрезков, и не делать за ребенка, но на каждом этапе придумывать что-то (Х1, Х2, Х3…), что поможет ребенку.
Это может быть писание записок, это могут быть крупные книжки, кубики Зайцева, надписи на предметах, это может быть пришедшее по почте письмо, которое может прочитать только сам ребенок, – это что-то, что делает более достижимой конечную точку. При этом мы не лишаем ребенка самостоятельности, мы не делаем это за него, но мысленно для себя разбиваем этот навык на части и делаем его более доступным для ребенка.
Очень важно увидеть, что самостоятельность нужна. Например, ребенок не умеет сам ходить в магазин, а вы хотите, чтобы он умел. Но волшебной палочки у нас нет. И часто нужно построить этот путь и создать зону ближайшего развития, иначе ребенок так и не окажется в точке навыка: ему будет страшно переходить улицу, он будет бояться продавщицу, он будет терять деньги, не доходя до входа в магазин… И одно из основных родительских умений, связанных с самостоятельностью, – подумать, где зона ближайшего развития, и какая наша помощь возможна, не лишающая ребенка самостоятельности.
Уроки. Мы делаем уроки вместе с ребенком, а хотим, чтобы ребенок их делал сам. Легко, если вы скажете: «Все, теперь ты делаешь сам», – и он взял и стал делать. Такие вещи тоже бывают, но, к сожалению, редко. И часто, если вы сформировали один навык, вам нужно время и разбиение на подпункты, чтобы сформировался другой. Но если делать все за ребенка, это продлится неограниченное количество времени, пока он вам не «двинет» в какой-то момент и не откажется делать что-то вообще.
Поэтому понимание, где дать самостоятельность, – это тонкое родительское искусство. Для этого нужно понимать, как дети растут.
Очень часто, когда ребенок первый, старший, мы не знаем, какая ступенька у него будет следующей. Мы знаем, что есть навык Х, а какого навыка У ждать дальше, мы просто не знаем. Мы не знаем, что возможно через полгода, что и в каком возрасте нормально. А это важно, потому что, если мы не знаем, чего ждать, то мы не можем создавать ступеньки.
Важно также, что у нас есть собственное детство, которое было нормальным в плане самостоятельности – по сравнению с детством наших детей. И еще у нас есть дети вокруг: дети знакомых, дети родственников, дети во дворе.
Очень полезно иметь «детное» окружение, разновозрастное, чтобы хоть краем глаза видеть (на примере других детей), на что похож ребенок другого возраста: если вашему 1,5 – на что похож ребенок в 2,5 года, если вашему 5 – на что похож ребенок в 7 лет. И ради этих впечатлений не жалко тратить усилия.
Очень полезно видеть, как выглядят дети более старшие, потому что иногда это может быть открытием: «Как это – он может в 7 лет уже салат порезать (что-то вообще сделать)! А мы и не думали, что это вообще возможно…»
Плюс есть книжки с навыками по возрастам («Дневник воспитателя детского сада»; книжка для детей с синдромом Дауна (не пугайтесь!) – «Маленькие ступеньки», 9 книжечек, по каждому навыку – полезна для тех, у кого ребенку не больше 5 лет).
Бывает ситуация жесткого отказа со стороны ребенка – взять то или иное действие на себя. Родители за самостоятельность, создана зона ближайшего развития и все условия – а ребенок не хочет. Может не хотеть без слов, или говорит: «Я еще маленький», или выражает отказ своим поведением. И тут надо думать. Как есть родители, склонные все сделать за ребенка, так есть родители, совершенно «повернутые» на самостоятельности: хотят, чтобы ребенок все делал сам. А ребенку, может быть, это не подходит.
Если ребенок отказывается от самостоятельности (а вы понимаете, что она нужна, для этого выстраиваете возможные шаги по ступенькам), то, возможно, он находится в возрастном регрессе, временном или затянувшемся. Регресс – это когда делается шаг назад в развитии: ребенок большой начинает вести себя как маленький (просит соску, начинает сюсюкать). Это может быть временным регрессом от переезда на другое место, или от того, что пришла новая няня, или появилась новая учительница в школе, или мама вышла на работу – или же, наоборот, ушла с работы и сидит дома.
Любое серьезное изменение в жизни ребенка может стать источником стресса и временного регресса, временного шага назад. В состоянии регресса дети крайне плохо реагируют на попытки вручить им самостоятельность: взрослые продолжают настаивать, а дети регрессируют еще больше. Настаивание родителей приводит к еще большему откату.
Если вы понимаете, в чем источник регресса, надо подождать – от полутора до трех месяцев (период адаптации). Желательно этот источник обнаружить.
Например, ребенок, который пошел в школу или в детский сад, или перешел в более сильную школу в старших классах, часто дома очень долго пребывает в состоянии регресса. Он в саду или в школе выкладывается, к нему никаких претензий, он все делает, слушается, но приходит домой – и все. Он дома не делает даже 2\3 того, что делал до того, как пошел в это заведение.
Если давить, ситуация может усугубиться. Если вообще не давить, то она может такой остаться навсегда, закрепиться. Поэтому нужно грамотно сделать так, чтобы регрессивное поведение дома для самого ребенка стало невыгодно. Надо подбирать ключик, который именно вашему ребенку подойдет: кому-то будет нормальным, если родитель начнет жалеть и сюсюкать, а у кого-то это закрепит регрессивное поведение, значит, потребуется другой способ.
У родителей всегда очень много попыток: один день попробовали одно, другой день другое, – что-нибудь подойдет, и вы увидите правильную реакцию. Важно не бояться экспериментировать и важно, чтобы это поведение со временем становилось чем-то более взрослым, не регрессировало дальше. И полезно понимать источник стресса: если три месяца прошло, а все ваши попытки тщетны, может быть, сада многовато, или в саду есть что-то, что ребенку невыносимо.
Так же бывает и со школьниками: в школе все прекрасно, с уроками справляется в школе, а дома скандальный, очень рассеянный, вообще не концентрируется или перестал все делать, что делал раньше. Но со школьниками сложнее, потому что их расписание таково, что ни о какой концентрации дома речи не идет: ребенок ежедневно выматывается как спортсмен олимпийского резерва. Если весь запас сил выкладывается на деятельность не дома, возможно, дома остается только неадекватное поведение.
Ребенка, который «невменяем», бесполезно воспитывать, потому что, если ребенок не находится в зоне возможности слышания, то воспитывать его бесполезно: силы потратите, эмоции потратите, а толку не будет. Если же наш стиль воспитания таков, что ребенок постоянно в зоне неадекватности находится, то возникает большой вопрос: а за счет чего?
Освоение следующих навыков самостоятельности (от Х до У) требует сил и энергии. Чтобы научиться читать, делать самостоятельно уроки, завязывать шнурки, требуются силы. Если расписание ребенка составлено так, что у него этих сил не остается, то он не будет в состоянии осваивать новые навыки. Это тоже усилия: усилия не только в школе или в бассейне, но освоение нового – это тоже усилие. Если на него нет энергии, то требовать бесполезно.
Поэтому систематически перегруженный ребенок не обучаем самостоятельности, пока в подростковом возрасте он не нашел способов защиты, уходить в свои иные внутренние реальности. Но это становится возможно только к 10–11 годам или через крайнюю рассеянность. На освоение навыков самостоятельности требуется энергия и время – и у родителей и у ребенка.