Почему у некоторых детей в раннем возрасте возникают проблемы с речью и произношением? Что в этих случаях должно вызывать родительское беспокойство, служить поводом для обращения к специалисту? Возможно ли скорректировать речь в школьном возрасте? К кому обращаться за помощью?
Когда ждать детского лепета
Гуканье и гуление должны появиться у ребенка к трем-четырем месяцам, лепет - в возрасте до полугода. К году дети в норме должны произносить короткие слова, к полутора годам - простые предложения. Если малыш начал, например, своевременно говорить, а потом вдруг перестал - это тоже серьезный повод для беспокойства и обращения за консультацией к специалисту.
До года в периоды бодрствования малышей надо разговаривать с ними ласковым голосом, произнося простые слова и короткие фразы. Очень важно на первом году жизни уделять внимание пониманию ребенком речи взрослого. Показывать различные предметы и разборчиво называть их, потом просить показать, где эти предметы расположены. Позже нужно называть действия, постепенно усложняя уровень усвоения речи. Следует помнить: пока малыш не станет понимать речь взрослого, он не заговорит.
Наиболее частые расстройства речи у детей
Есть нарушения речи, связанные с ее темпом: заикание, быстрая речь (тахилалия), замедленная (брадилалия). В школьном возрасте встречаются такие логопедические расстройства, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письменной речи), которые чаще всего являются последствиями неисправленных речевых дефектов в дошкольный период. Но труднее всего одолеть такое речевое нарушение, как алалия. Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Особую трудность в работе логопеда представляет сенсорная алалия, при которой нарушено понимание речи (при сохранном физическом слухе и интеллекте). Из-за того что ребенок не понимает обращенную к нему речь, у него нарушается поведение: в зависимости от особенностей характера, темперамента он может либо уйти в себя, закрыться, демонстрировать элементы аутизма либо проявлять агрессию. Таких малышей часто путают с детьми, у которых снижен интеллект. К сожалению, ребятишек с алалией год от года становится больше. Эта патология происходит в результате родовых и послеродовых травм, гриппа, антибиотиков на первом году жизни младенца и т.д. Но в целом алалия, особенно сенсорная, - сложный и малоизученный диагноз.
Бывают и наследственные речевые нарушения. Чаще всего это дизартрия (затрудненное произношение отдельных слов и звуков) и склонность к заиканию.
Кстати, у мальчиков расстройства речи встречаются заметно чаще, чем у девочек.
Это связано с различием между доминантой полушарий у девочек и мальчиков, с более развитой у женского пола речевой зоной.
Обычно для ребенка с нарушениями речи достаточно занятий в логопедических группах детсадов, но в случаях, когда у детей, помимо речевой патологии, имеются психоневрологические расстройства (гиперактивность, нарушение внимания, агрессия, аутизм и др.), следует обращаться в диспансер. Различные комбинированные дефекты затрудняют работу логопеда в детских садах и школах. В психоневрологическом диспансере специалисты разных профилей (психиатры, психологи, психотерапевты, неврологи, физиотерапевты) сообща корректируют детей с множественными проблемами.
Никогда не поздно
• Бытует мнение, что проблемы с речью у ребенка в дошкольный период неминуемо повлекут за собой проблемы с грамотностью письменной речи в школьном возрасте. Однако это не так. Если к школьному возрасту нарушения речи будут устранены, то на грамотности ребенка его прежние дефекты никак не отразятся.
• Но дефекты речи: заикание, картавость, шепелявость - можно исправить и в подростковом возрасте. Логопеду с подростками даже легче работать, поскольку проще объяснить, что от них требуется. Но самим пациентам, конечно, сложнее, ведь они много лет говорили неправильно, у них выработались определенные речевые рефлексы, ломать которые очень нелегко.
• Очень многое в деле развития речи ребенка зависит от родителей. Если они работают в тесном контакте с логопедом, выполняют все задания, то даже дети с серьезными органическими нарушениями обычно довольно успешно избавляются от своих речевых расстройств, делают заметные успехи в музыке (большинство таких детей имеет хороший музыкальный слух). Без родительских усилий и стараний устранить серьезные речевые расстройства у ребенка невозможно.
По материалам сайта "Всё о детишках"